Описание опыта работы

Приёмы развития самостоятельности в обучении младших школьников.

Актуальность: Младший школьный возраст – важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период закладываются основы не только для обучения в средних и старших классах, но и для всей последующей деятельности человека. Для успешного существования в современном мире, обществе человек должен уметь ставить себе конкретную цель; планировать свою жизнь; прогнозировать возможные ситуации.   С первого дня обучения ребёнок  испытывает желание учиться, но самостоятельно организовать свою учебную деятельность не умеет.

Меня глубоко тронули слова, сказанные ещё в прошлом веке и настолько актуальны в наши дни Всеволодом Мейерхольдом  (режиссёром и педагогом 1874- 1940) «В школе нельзя всему научиться — нужно научиться учиться »

Каждый раз, когда я набираю первый класс, у меня возникает проблема: как научить учиться? Я поставила перед собой  цель: изучить методические приёмы формирования  регулятивных универсальных учебных действий, разработать систему заданий  с учётом возрастных и индивидуальных особенностей моих учеников,  апробировать их в своей работе.

Осмыслить свой опыт работы и по-новому организовать деятельность детей мне помогли труды: Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина,  В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, А.Г.Асмолова, Г.А.Цукерман, А.Б.Воронцова. Ещё раз, пересмотрев требования ФГОС начального общего образования, я для себя определила принципы нашей с детьми деятельности.

Принцип открытости в том, что планируем решение учебной  задачи совместно с  ребятами.

Принцип привлекательности задания. Стараюсь подобрать такие задание, которые вызовут интерес к учению,  увлечь учащихся конечным результатом выполненного дела.

Принцип деятельности. Ребята приобретают знания только через активную деятельность.  

 Принцип свободного участия. Каждый ребёнок имеет возможность высказать свою точку зрения.  

Принцип обратной связи. Каждый урок заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися обсуждаем, что получилось и что не получилось. 

Принцип успешности. Отмечаем успехи каждого в сравнении с самим собой, а не с кем-то другим.

Принцип сотворчества. Ребята сами определяют группу или пару для выполнения творческой работы.  

 Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные УУД, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности. Регулятивные УУД -  это самоуправление познавательной и учебной деятельностью, и именно они обеспечивают умение  организовывать любую деятельность человека.  Универсальность регулятивных УУД в том, что без их участия невозможно осуществлять процесс учения на сознательном уровне. Они обеспечивают обучающимся организацию учебной деятельности  на  всех  учебных  предметах.    Каждый учебный предмет раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Вообще УУД - целостная система.  И говорить о формировании регулятивных УУД изолировано от других невозможно. Не случайно в программе формирования УУД особое внимание уделяется первичному становлению коммуникативных УУД. Именно достаточно сформированные коммуникативные УУД: общение и сорегуляция являются основой развития способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности.  

Когда ребёнок приходит  учиться в школу, он настроен слушать только то,  что объясняет и  говорит учитель. Он не умеет слушать своих одноклассников. Поэтому  я начинаю с того, что приучаю ребят слушать друг друга.  При изучении темы побуждаю детей к диалогу и аргументированному объяснению своей точки зрения. Помогаю детям понять, что существуют разные мнения, толерантно относиться  к мнению других. Эти умения помогают детям разобраться в новой теме,  оценить свою деятельность и  деятельность детей в классе, корректировать ошибки.

На каждом уроке ребёнок обязательно должен знать, чему он будет учиться, уметь ставить цель, пусть сначала с моей  помощью. Обучая детей целеполаганию, сначала объяснила детям, что у каждого урока есть тема. Стараюсь добиться понимания темы обучающимися. 

Этапы формирования регулятивных универсальных учебных действий:

  1. Коллективно в диалоге

  2. В парах и группах с помощью учителя

  3. Самостоятельно в группах

  4. На уроках - проектах

      5.        Во внеурочной проектной деятельности
                          
         Результаты (регулятивные), формируемые проектной технологией:
     - определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата;
     - работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом;
     - понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

                     

                     Результаты нашей работы.         Наши проекты.
              

Диагностика регулятивных УУД

  Как можно использовать результаты диагностики в образовательном процессе?
 Прежде всего данная диагностика показывает насколько в учебном процессе обеспечивается достижение и развитие  конкретных регулятивных УУД. Результаты дают возможность:
  • скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса;
  • определить,  насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения регулятивных УУД;
  • увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося.
   Когда и как можно проводить диагностику?
   Диагностику можно провести:
  •  на входе в 3 класс (входной уровень);
  • на выходе из 3 класса;
  • на входе в 4 класс;
  • на выходеиз 4 класса (выходной уровень для начальной школы и входной уровень для основной школы);
  • на входе в 5 класс(по завершении адаптационного периода)

 

Koнтакт

Сайт учителя начальных классов Мельник Людмилы Николаевны

© 2014 Все права защищены.

Создать бесплатный сайтWebnode