Методическая система

 Духовно-нравственное воспитание и развитие познавательной активности и самостоятельности младших школьников.

Главная задача школы сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний  «на всю жизнь», а сформировать у него умение учиться, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе активного и сознательного присвоения нового социального опыта. То есть речь идет о формировании метапредметных умений.  Осуществляя эту деятельность, организую процесс обучения своих учеников на основе использования современных образовательных технологий: технологии деятельностного метода (учебно-исследовательская  и проектная деятельность),  компьютерных технологий, технологии использования игровых методов,  технологии разноуровневого обучения, альтернативной системы оценивания «портфолио»,  здоровьесберегающей технологии.

         Технология деятельностного метода обучения даёт возможность мне получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Кроме того, ребята, научившись ставить цель, распределять задачи, выполнять работу, приучаются представлять свой труд широкой публике, обретают очень важный навык, необходимый в жизни, - делать презентацию. Одной из разновидностей такого подхода, применяемого мной в работе  является учебно-исследовательская  и проектная деятельность. Что приобретают учащиеся при работе над проектами? Во-первых, у детей появляется возможность приобрести навыки мыслительной деятельности (каждый что-то обдумывает, предлагает и т.д.), коммуникативной деятельности  (все делятся своими мыслями, идеями), практической работы. Проектный метод направлен на: развитие критического,  творческого мышления, умения работать с информацией, умения работать в коллективе, владеть культурой коммуникации. Организуя проектную деятельность, сочетаю индивидуальную самостоятельную работу с работой в сотрудничестве, в малых группах, в коллективе. Такая организация подразумевает распределение ролей, выполнение работы каждым учеником и объединение усилий каждого в единый результат. На уроках закрепления изученного материала, предлагаю выполнение проектных заданий, что позволяет видеть практическую пользу при изучении предмета, следствием чего является повышение интереса к предмету и прочные знания, что является целью использования данной технологии. Проектная технология помогает научить детей ориентироваться в мире информации, добывать её самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, т.е. учит учиться. В своей работе использую как групповые проекты, так и индивидуальные.     Свои проекты ребята представляли одноклассникам на уроках окружающего мира: «Моя семья»(1 кл.), «Мой класс, моя школа» (1 кл.), «Мой любимый питомец» (1 кл.),  «Красная книга или Возьмём под защиту» (2 кл.), «Моя родословная» (2 кл.); на уроках математики: «Числа в загадках, пословицах и поговорках» (1 кл.), «Орнаменты и узоры на посуде» (2 кл.).  Защита  этих проектов была представлена на родительском собрании,    на заседании ШМО учителей начальных классов. Продуктом проекта является обычная папка, книжка-раскладушка, презентация (работы размещены на сайтах: https://sajt-uchitelya-nachalnykh-kla09.webnode.ru   и   https://multiurok.ru/ludmila-melnik/files ). Коллективный проект «9 мая – День Победы» ребята оформили в виде стенгазеты и поместили в коридоре школы.

В своей работе я активно использую методы исследовательской деятельности на разных предметах: русского языка, окружающего мира, технологии. Уже во втором классе  приняли участие в  XLV  научно-практической конференция учащихся и молодёжи с учебно-исследовательской  работой «Почему хлеб называют символом жизни?».

Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность делать ученику первые шаги в поисково-исследовательской работе, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе.

 Компьютерные технологии применю не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности. Опыт  применения данной технологии позволил: повысить эффективность обучения; дать возможность организовать проектную деятельность учащихся по созданию презентаций; совершенствовать логику подачи учебного материала,  что положительно сказывается на уровне знаний учащихся;  вырабатывать навык  работы с различными источниками информации.

Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях: как средство наглядности учебного процесса, источника учебной информации,  для организации коллективной и групповой работы (проекты), тренажера, как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала, создание сценариев для компьютерных уроков-сказок, уроков-путешествий, уроков-викторин,   привлечение детей к составлению презентаций и буклетов во внеурочное время, использование электронного дневника. Мной разработаны тесты, таблицы, кроссворды, ребусы, электронная азбука, медиаресурсы с использованием программы Power Point.  В своей работе использую мультимедийные учебные пособия, электронные энциклопедии, Интернет-ресурсы, создаю слайды, презентации к урокам, создаю  видеосюжеты  к урокам с  помощью программы  Windows Movie Maker  (вырезание из фильма отдельных кадров и создание видеосюжета по теме урока), уроки, используя  программу Camtasia Studio 8, учусь создавать уроки для дистанционного обучения. Например, в 4 классе при изучении темы: «Великая война и Великая Победа. Я составила даже отдельную мультимедийную  презентацию «Цена блокадного хлеба» со звуковыми эффектами, музыкальным сопровождением, анимациями и т. д., которую можно использовать как в начальных классах на уроках окружающего мира,  и на уроках истории  учителям – историкам, так и во внеклассной воспитательной работе.

 Все мои внеклассные мероприятия  проходят с использованием ИКТ.

С помощью компьютера составляю планирование на год, поурочные планы, планы воспитательной работы,  анкеты, карточки для самостоятельных и контрольных работ, оформляю стенды.  Учу детей создавать небольшие тексты, использовать рисунки компьютера, программы Microsoft Office Word  и Power Point. С помощью программы Word дети готовят сообщения, синквейны к урокам литературного чтения и окружающего мира.  

    Актуальность духовно-нравственного воспитания  продиктована необходимостью развития духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения как будущих носителей национальной и общечеловеческой культуры. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением, поэтому все острее встает вопрос о повышении уровня духовно-нравственного  воспитания. Проблема познавательной активности не перестаёт быть актуальной и значимой по сей день, так как формирование активности в процессе познания является определяющим фактором в самоопределении, самореализации личности. Благодаря особому отношению к учению учащийся способен познать, открыть личностный смысл знаний, воспринять знания и умения как средство самосовершенствования. Познавательная активность и самостоятельность учащихся проявляется в отношении к содержанию и процессу обучения, к самой учебно-познавательной деятельности, в направленности и устойчивости познавательных интересов, в стремлении к овладению знаниями и способами деятельности.  В настоящее время изменяются требования общества к личности, которая должна обладать способностью к самообразованию и саморазвитию.

Целью моей  методической системы является формирование основ нравственности младших школьников средствами учебной и внеурочной деятельности, формирование познавательной активности  и самостоятельности младших школьников через  создание здоровьесберегающей среды.

Методическая система позволяет решать следующие задачи:     

1. Формирование духовно-нравственной личности, способной проявлять свои лучшие нравственные качества: милосердие, доброту, отзывчивость, честность, уважение, чувство товарищества, взаимопомощи, доброго отношения в коллективе и к окружающим.                                                                                                                                                 

 2. Развитие познавательной активности  на уроках и во внеурочной деятельности  через личностно- ориентированный подход при обучении и воспитании.   

3. Вовлечение младших школьников в проектно-исследовательскую и социально-значимую деятельность с учётом возможностей  и состояния здоровья ребенка. 

4. Создание условий для сотрудничества с семьями учащихся.

Для решения этих задач использую минутки нравственности, во время которой ученики знакомятся с различными словами и выражениями нравственного характера, учатся их разъяснять, давать им свою оценку, мини диспуты на этические темы. На уроках литературы даю или расширяю понятия о нравственных категориях: добре и зле, честности, справедливости и т.д. На уроках окружающего мира учу детей ценить и беречь природные ресурсы. Изучая историю родного края, мы обсуждаем поступки, подвиги соотечественников, земляков, гордимся их делами, говорим о важности ответственности за свою деятельность.  Овладение учащимися системой нравственных категорий и представлений, проявляющихся в их активной исследовательской, деятельностной позиции, позволяет им успешно социализироваться. Для определения уровня сформированности нравственных понятий использую методы наблюдения, анкетирования, а так же использую диагностику Н.Е.Щурковой.    

    Учу детей анализировать, сравнивать и обобщать. Логические задачи и задания содействуют развитию умения обосновывать, доказывать правильность своего суждения. Использую слуховые и зрительные диктанты дифференцированной направленности, дифференцированные самостоятельные работы.                                       

    Внеурочная деятельность даёт детям возможность раскрыть свои способности, проявить склонности, а мне лучше узнать своих воспитанников. Принимая  участие  в подготовке и проведении классных мероприятий, выполняя коллективные творческие задания, дети учатся работать вместе, советоваться друг с другом, сопереживать. Очень важно, чтобы каждый ребенок, каким бы замкнутым или неуспешным он ни казался, обязательно  был задействован. У него есть главная возможность – ощущать себя не просто учеником, но растущим, свободным и добрым человеком.

    Проектную деятельность я рассматриваю как обоснованную, спланированную и осознанную деятельность, направленную на формирование у школьников определённой системы интеллектуальных и практических умений.

Примеры реализованных проектов.

            Почему формировать духовно-нравственное качества у ребёнка и развивать  познавательную активность младших школьников необходимо через  создание здоровьесберегающей среды? В словаре С.И. Ожегова термин «здоровье» рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие.

Ребенка можно назвать здоровым если он:

  •   в физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
  •  в интеллектуальном – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообученность;
  • в нравственном – честен, самокритичен;
  • в социальном – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

         Проанализировав работоспособность детей на уроке, причины пропусков уроков и хронических заболеваний детей, я пришла к выводу о необходимости решить эти проблемы в области здоровьесбережения комплексно. Для себя я решила так построить учебный процесс и организовать внеурочную деятельность, чтобы можно было предупредить соматические и эмоциональные перегрузки младших школьников. Если дети будут меньше болеть, то это повлияет на успешность обучения.

         В связи с этим был разработан и внедрён проект  формирования ценности  здоровья и здорового образа жизни «В здоровом теле – здоровый дух!»

Цели  проекта:   - формирование у учащихся духовной потребности в здоровом образе жизни и умения сохранить и укрепить своё здоровье,  сохранение здоровья души и тела через активное творчество и движение.

 - обеспечение психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.                                                                                                                                                    Задачи  проекта:

- нахождение таких способов организации образовательного процесса, которые соответствовали бы возрастным этапам психофизиологического, социального и нравственного развития учащихся, а также способствовали устранению перегрузок детей;

- разработка мероприятий, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся начальной школы;   

 - пропаганда здорового образа жизни; 

- помощь каждому ребенку в осознании своих способностей, создание условий для их развития;

- сохранение и укрепление здоровья  каждого  ребенка, т.е. осуществление личностно-ориентированного подход при обучении и воспитании;

- диагностика и мониторинг физиологических изменений и динамики состояния здоровья детей;

- создание медиатеки по направлению «Моё здоровье»; 

- создание кабинета здоровья в начальной школе.

Мною была разработана программа реализации проекта «В здоровом теле – здоровый дух» с использованием здоровьесберегающих технологий.  

     Ожидаемые результаты:

- рациональная организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся,                                                                        - эффективная организация физкультурно - оздоровительной работы,                                                                                        - реализация образовательной программы и просветительская работа с родителями (законными представителями).          - формирование у обучающихся ценности здоровья,  потребности в сохранении и укреплении собственного здоровья.

Работа велась в два этапа:                                                                                                                                                    

1. Подготовительный

  2. Внедренческий

       В ходе работы были создана копилка, где собраны физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, точечный массаж для повышения иммунитета, точечный массаж для профилактики простудных заболеваний, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения, комплекс физических упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания, релаксацию. Проведена диагностика и мониторинг состояния здоровья детей, составлен график поочерёдных занятий за конторками,  составлены памятки  для родителей и детей,  создан кабинет здоровья, разработаны программы кружков «Уроки докторов Здоровья», «Мой мир» (арт-терапии, игровой психотерапии), «Русская народная игра», оформлен   «Уголок здоровья».

    Как руководитель методического объединения сейчас  создаю методическую копилку для учителей с разработками праздников, тестов, родительских собраний, конкурсных программ, кроссвордов, диски с презентациями и для детей и для взрослых по здоровьесбережению.

    Оборудована специальная  комната для про­ведения индивидуальных и групповых тренинговых занятий арт-терапии, психологической разгрузки школьни­ков (кружок «Мой мир»)

     Результатом работы по данной методической системе является повышение качества обученности по предметным областям, уровня школьной мотивации, развитие памяти и внимания, творческих способностей учащихся и формирование ключевых компетенций, раскрепощение детей,  эмоциональная уравновешенность и уверенность  в собственных возможностях. Увеличилось количество учащихся занятых в кружках спортивно-оздоровительного направления и спортивных секциях. Повысилась активность родителей в  совместной работе по обучению и воспитанию детей. Наблюдается улучшение динамики уровня воспитанности учащихся. Дети испытывают удовлетворение от самого процесса обучения, с интересом представляя свой проект в классе, на родительском собрании. Защиту проектов снимаю на камеру.  Диски с видеозаписью  вкладываю в портфолио детей. Просматривая свои выступления, дети делают самооценку, видят свои ошибки, недочёты.    Снизилось количество учащихся, работающих на репродуктивном уровне, а количество учащихся, способных выполнять задания творческо-исследовательского характера значительно возросло. Получив положительную динамику результатов, обобщила опыт работы и делилась им с коллегами в рамках проведения открытых уроков, внеурочных занятий, выступлений на ШМО,  семинарах, конференциях. 

Представление методической системы

 

2012-2013 г

 

2013-2014г

 

2014-2015г

Школьный  уровень

1. ШМО классных руководителей. Открытое занятие кружка  «Уроки Докторов Здоровья»

Декабрь 2012г.

2. ШМО учителей начальных классов

«Развитие творческой активности младших школьников». Январь 2013 г.

3. ШМО учителей начальных классов.

Мастер-класс «Деятельностные  формы организации урока» 25.02 2013 г.

 

 

Школьный  этап Всероссийского конкурса «Учитель года России-2015»

Муниципальный  уровень

1. Районный семинар-совещание заместителей директоров по УВР, учителей начальных классов: «Реализация компетентностно-деятельностного подхода в обучении на примере урока открытия нового знания». Доклад: «Организация здоровьесберегающей внеурочной деятельности»

( 20.03.2013 г. Справка)

2. РМО учителей технологии «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности.   Открытое занятие кружка «Рукотворная сказка» по теме: Проект «Дом дружбы» (04.04.2013г. Справка)

 

Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России-2015»

Региональный  уровень

 

 

Областной этап Всероссийского конкурса «Учитель года России-2015»

Федеральный  уровень

 Всероссийская научно-практическая конференция «Учебно-исследовательская деятельность учащихся: реалии и перспективы». Доклад  по теме: «Учебно-исследовательская и проектная  деятельность  как средство познавательной активности младших школьников» (27.04.2013г. Свидетельство участника, статья в сборнике тезисов конференции)

 

 

Международный уровень

 Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Одиннадцатые Чередовские чтения».  Выступила на секции «Организация процесса воспитания в современном образовательном учреждении в условиях ФГОС» с докладом: «Воспитание личности, созидающей здоровье» (30.05.2013г. Сертификат)

 

Всероссийский конкурс с международным участием «Здоровьесберегающие технологии в практике педагога»

27 февраля 2014 г. (Сертификат участника)

 

 
Обеспечение непрерывности собственного профессионального развития
 

Задачи по развитию

профессиональных

качеств

Что делает педагог

 (КПК, семинары, тренинги, конкурсы и т.п.)

Полученные результаты

и эффекты

2009-2010 год

Цель:

Совершенствование профессиональных знаний

Задачи:

Познакомиться с новыми приёмами работы в данном направлении

КПК по теме:  «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи в образовательном учреждении» 07.06 - 18.06. 2010 г. БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области»

 (72 ч. Удостоверение № 3198)

Разработка сценария семейного праздника: «Загляните в семейный альбом» и применение в своей работе.

2010-2011 год

Цель:

Ознакомление с педагогическими технологиями, приёмами и методами обучения

Задачи:

1. Ознакомление с требованиями  новых федеральных государственных стандартов.

КПК  по теме:   «ФГОС: концепция и реализация»

22.11 – 03.12.2010 г. БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области»  (72 ч. Удостоверение № 4954)

Обмен полученной информацией на ШМО учителей начальных классов. Внедрение ФГОС.  Разработка рабочих программ по учебным предметам и внеурочной деятельности.

Цель:

Обмен опытом.

Задачи:

Представить свой опыт работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников

БОУ ДПО «ИРООО» Представляла опыт работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в рамках курсов повышения квалификации «Система педагогической деятельности учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС»

06.12. 2010

Обмен опытом  на ШМО классных руководителей

Цель:

Обмен опытом.

Задачи:

1. Узнать от коллег о новых формах, приемах, методах работы по духовно-нравственному воспитанию детей

Вторые Всероссийские аксиологические чтения «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи» Доклад: «Формирование духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста» 09.12.2010г.

Опубликована статья в сборнике  материалов Вторых Всероссийских аксиологических чтений.

2011-2012 год

Совершенствование профессиональных навыков 

по организации работы детей  с Дневником здоровья первоклассника

 

Семинар по теме: «Организация работы педагога в начальной школе с  Дневником здоровья первоклассника»  30.09.2011г.  БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области»  (8ч. Справка)

Обмен полученной информацией на ШМО учителей начальных классов

2012-2013 год

Цель:

Совершенствование профессиональных знаний  по реализаци компетентностно-деятельностного подхода в обучении 

Задачи:

1. Углубить и расширить знания  по применению компетентностно-деятельностного подхода в обучении

2. Представить  свой опыт работы по организации внеурочной деятельности

Районный семенар-совещание заместителей директоров по УВР, учителей начальных классов «Реализация компетентностно-деятельностного подхода в обучении  на примере урока открытия нового знания» Доклад: «Организация здоровьесберегающей внеурочной деятельности» 20.03.2013г.

Обмен полученной информацией на ШМО учителей начальных классов.

Мастер-класс «Деятельностные  формы организации урока»

Цель:

Обмен опытом.

Задачи:

1.Показать организацию работы детей над проектом во внеурочной деятельности.

2.  Представить свой опыт работы по формированию личностных, предметных  и метопредметных УУД.

РМО учителей технологии «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности» Открытое занятие кружка  «Рукотворная сказка» по теме: Проект «Дом дружбы»

04.04.2013г.

Использование коллегами опыта работы.

 

 

Совершенствование профессиональных знаний  по работе с одарёнными детьми.

 

Семинар по теме: « Выявление и развитие способностей обучающихся в начальных классах с помощью интеллектуальных соревнований» 05.04.2013 г. ОМГУ им. Ф.М.Достоевского Образовательный  центр «Перспектива» (2ч. Свидетельство)

Обмен полученной информацией на ШМО учителей начальных классов.

 

 Цель:

Обмен опытом.

Задачи:

1. Узнать от коллег о новых формах, приемах, методах работы по формированию навыков  учебно-исследовательской деятельности у  учащихся

2. Представить свой опыт работы.

Всероссийская научно-практическая конференция «Учебно-исследовательская деятельность учащихся: реалии и перспективы» Доклад: «Учебно-исследовательская  и проектная деятельность как средство познавательной активности младших школьников»  27.04.2013г.

Опубликована статья в сборнике  тезисов Всероссийской научно-практической конференции

Цель: Обмен опытом.

Задачи:

1.Представить опыт работы по теме, поделиться «находками»

2.  Узнать от коллег о новых формах организации эффективного взаимодействия  с семьёй

Всероссийская научно-практическая конференция «Одиннадцатые Чередовские чтения» Доклад: «Воспитание личности, сберегающей своё здоровье»  30.05.2013г.

Обмен полученной информацией на ШМО учителей начальных классов.

 

Цель:

Совершенствование профессиональных знаний

по русскому языку.

Заочная олимпиада для учителей по русскому языку.  БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области» 

 

Цель:

Ознакомление с дистанционно-образовательными технологиями

Цель:

1. научиться создавать электронный учебный курс в СДО Moodle.

КПК  по теме: «ФГОС: практикум по применению дистанционных образовательных технологий» на сайте дистанционного образования.

(https://до.ин-техно.рф/)

Июнь-июль 2013г

Выполнила итоговую работу на тему: «Практика создания электронного учебного курса в СДО Moodle. Разработала урок дистанционного обучения  по окружающему миру «Леса России»

Цель:

Повышение уровня профессионального мастерства и методической грамотности.

Интернет-портал ProШколу.ru Участие в проекте «Источник знаний»

Грамота интернет-портала ProШколу.ru

2013-2014 г.

Цель:

Повышение уровня профессионального мастерства и методической грамотности в логопедии.

Задачи:

1.Приобретение знаний и навыков работы с детьми, имеющими дефект речи.

«Логопедия»

ЧОУ ДПО «Институт новых технологий в образовании» 01.1.12013г.-14.05.2014г.

Диплом.

Применение знаний на практике (Обучение ребёнка-инвалида)

2014-2015г.

Цель:

Самоанализ своей педагогической деятельности

Задачи:

1. Представить свой опыт работы

Школьный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2015».

I место

Цель:

Совершенствование профессиональных знаний

Задачи:

1. Познакомиться с опытом работы коллег

2. Показать урок формирования регулятивных УУД

3. Представить свой опыт работы.

4. Представить мероприятие

«Не только урок»

5. Показать мастер-класс «Проектная деятельность»

Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2015».

Представление опыта работы по теме:  «Приёмы развития самостоятельности в обучении младших школьников». 4-5 декабря 2015г.

Почетная грамота Управления образования Администрации Таврического муниципального района.  I место

Цель:

Совершенствование профессиональных знаний

Задачи:

1.

Обучение на мастер-классе: «Актёрские техники на уроках»

15.12.2014г. БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области» 

Обмен полученной информацией на ШМО учителей начальных классов.

 

Цель:

Совершенствование профессиональных знаний

Задачи:

1.Познакомиться с причинами возникновения суицидальных ситуаций

2.Взять на заметку маркеры и катализаторы, помогающие в работе по профилактике суицида.

3. Тренинг в анализе и беседе с суицидентом.

Семинар-тренинг «Организация работы по профилактике суицида в образовательной среде»

Декабрь.2014г. Автономная некоммерческая организация «Межрегиональный центр медиации и содействия социализации детей и молодёжи»

Сертификат участника

 

Обмен полученной информацией на ШМО учителей начальных классов.

 

 

 

Koнтакт

Сайт учителя начальных классов Мельник Людмилы Николаевны

© 2014 Все права защищены.

Создать бесплатный сайтWebnode