Методическая система
Духовно-нравственное воспитание и развитие познавательной активности и самостоятельности младших школьников.
Главная задача школы сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний «на всю жизнь», а сформировать у него умение учиться, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе активного и сознательного присвоения нового социального опыта. То есть речь идет о формировании метапредметных умений. Осуществляя эту деятельность, организую процесс обучения своих учеников на основе использования современных образовательных технологий: технологии деятельностного метода (учебно-исследовательская и проектная деятельность), компьютерных технологий, технологии использования игровых методов, технологии разноуровневого обучения, альтернативной системы оценивания «портфолио», здоровьесберегающей технологии.
Технология деятельностного метода обучения даёт возможность мне получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Кроме того, ребята, научившись ставить цель, распределять задачи, выполнять работу, приучаются представлять свой труд широкой публике, обретают очень важный навык, необходимый в жизни, - делать презентацию. Одной из разновидностей такого подхода, применяемого мной в работе является учебно-исследовательская и проектная деятельность. Что приобретают учащиеся при работе над проектами? Во-первых, у детей появляется возможность приобрести навыки мыслительной деятельности (каждый что-то обдумывает, предлагает и т.д.), коммуникативной деятельности (все делятся своими мыслями, идеями), практической работы. Проектный метод направлен на: развитие критического, творческого мышления, умения работать с информацией, умения работать в коллективе, владеть культурой коммуникации. Организуя проектную деятельность, сочетаю индивидуальную самостоятельную работу с работой в сотрудничестве, в малых группах, в коллективе. Такая организация подразумевает распределение ролей, выполнение работы каждым учеником и объединение усилий каждого в единый результат. На уроках закрепления изученного материала, предлагаю выполнение проектных заданий, что позволяет видеть практическую пользу при изучении предмета, следствием чего является повышение интереса к предмету и прочные знания, что является целью использования данной технологии. Проектная технология помогает научить детей ориентироваться в мире информации, добывать её самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, т.е. учит учиться. В своей работе использую как групповые проекты, так и индивидуальные. Свои проекты ребята представляли одноклассникам на уроках окружающего мира: «Моя семья»(1 кл.), «Мой класс, моя школа» (1 кл.), «Мой любимый питомец» (1 кл.), «Красная книга или Возьмём под защиту» (2 кл.), «Моя родословная» (2 кл.); на уроках математики: «Числа в загадках, пословицах и поговорках» (1 кл.), «Орнаменты и узоры на посуде» (2 кл.). Защита этих проектов была представлена на родительском собрании, на заседании ШМО учителей начальных классов. Продуктом проекта является обычная папка, книжка-раскладушка, презентация (работы размещены на сайтах: https://sajt-uchitelya-nachalnykh-kla09.webnode.ru и https://multiurok.ru/ludmila-melnik/files ). Коллективный проект «9 мая – День Победы» ребята оформили в виде стенгазеты и поместили в коридоре школы.
В своей работе я активно использую методы исследовательской деятельности на разных предметах: русского языка, окружающего мира, технологии. Уже во втором классе приняли участие в XLV научно-практической конференция учащихся и молодёжи с учебно-исследовательской работой «Почему хлеб называют символом жизни?».
Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность делать ученику первые шаги в поисково-исследовательской работе, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе.
Компьютерные технологии применю не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности. Опыт применения данной технологии позволил: повысить эффективность обучения; дать возможность организовать проектную деятельность учащихся по созданию презентаций; совершенствовать логику подачи учебного материала, что положительно сказывается на уровне знаний учащихся; вырабатывать навык работы с различными источниками информации.
Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях: как средство наглядности учебного процесса, источника учебной информации, для организации коллективной и групповой работы (проекты), тренажера, как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала, создание сценариев для компьютерных уроков-сказок, уроков-путешествий, уроков-викторин, привлечение детей к составлению презентаций и буклетов во внеурочное время, использование электронного дневника. Мной разработаны тесты, таблицы, кроссворды, ребусы, электронная азбука, медиаресурсы с использованием программы Power Point. В своей работе использую мультимедийные учебные пособия, электронные энциклопедии, Интернет-ресурсы, создаю слайды, презентации к урокам, создаю видеосюжеты к урокам с помощью программы Windows Movie Maker (вырезание из фильма отдельных кадров и создание видеосюжета по теме урока), уроки, используя программу Camtasia Studio 8, учусь создавать уроки для дистанционного обучения. Например, в 4 классе при изучении темы: «Великая война и Великая Победа. Я составила даже отдельную мультимедийную презентацию «Цена блокадного хлеба» со звуковыми эффектами, музыкальным сопровождением, анимациями и т. д., которую можно использовать как в начальных классах на уроках окружающего мира, и на уроках истории учителям – историкам, так и во внеклассной воспитательной работе.
Все мои внеклассные мероприятия проходят с использованием ИКТ.
С помощью компьютера составляю планирование на год, поурочные планы, планы воспитательной работы, анкеты, карточки для самостоятельных и контрольных работ, оформляю стенды. Учу детей создавать небольшие тексты, использовать рисунки компьютера, программы Microsoft Office Word и Power Point. С помощью программы Word дети готовят сообщения, синквейны к урокам литературного чтения и окружающего мира.
Актуальность духовно-нравственного воспитания продиктована необходимостью развития духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения как будущих носителей национальной и общечеловеческой культуры. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением, поэтому все острее встает вопрос о повышении уровня духовно-нравственного воспитания. Проблема познавательной активности не перестаёт быть актуальной и значимой по сей день, так как формирование активности в процессе познания является определяющим фактором в самоопределении, самореализации личности. Благодаря особому отношению к учению учащийся способен познать, открыть личностный смысл знаний, воспринять знания и умения как средство самосовершенствования. Познавательная активность и самостоятельность учащихся проявляется в отношении к содержанию и процессу обучения, к самой учебно-познавательной деятельности, в направленности и устойчивости познавательных интересов, в стремлении к овладению знаниями и способами деятельности. В настоящее время изменяются требования общества к личности, которая должна обладать способностью к самообразованию и саморазвитию.
Целью моей методической системы является формирование основ нравственности младших школьников средствами учебной и внеурочной деятельности, формирование познавательной активности и самостоятельности младших школьников через создание здоровьесберегающей среды.
Методическая система позволяет решать следующие задачи:
1. Формирование духовно-нравственной личности, способной проявлять свои лучшие нравственные качества: милосердие, доброту, отзывчивость, честность, уважение, чувство товарищества, взаимопомощи, доброго отношения в коллективе и к окружающим.
2. Развитие познавательной активности на уроках и во внеурочной деятельности через личностно- ориентированный подход при обучении и воспитании.
3. Вовлечение младших школьников в проектно-исследовательскую и социально-значимую деятельность с учётом возможностей и состояния здоровья ребенка.
4. Создание условий для сотрудничества с семьями учащихся.
Для решения этих задач использую минутки нравственности, во время которой ученики знакомятся с различными словами и выражениями нравственного характера, учатся их разъяснять, давать им свою оценку, мини диспуты на этические темы. На уроках литературы даю или расширяю понятия о нравственных категориях: добре и зле, честности, справедливости и т.д. На уроках окружающего мира учу детей ценить и беречь природные ресурсы. Изучая историю родного края, мы обсуждаем поступки, подвиги соотечественников, земляков, гордимся их делами, говорим о важности ответственности за свою деятельность. Овладение учащимися системой нравственных категорий и представлений, проявляющихся в их активной исследовательской, деятельностной позиции, позволяет им успешно социализироваться. Для определения уровня сформированности нравственных понятий использую методы наблюдения, анкетирования, а так же использую диагностику Н.Е.Щурковой.
Учу детей анализировать, сравнивать и обобщать. Логические задачи и задания содействуют развитию умения обосновывать, доказывать правильность своего суждения. Использую слуховые и зрительные диктанты дифференцированной направленности, дифференцированные самостоятельные работы.
Внеурочная деятельность даёт детям возможность раскрыть свои способности, проявить склонности, а мне лучше узнать своих воспитанников. Принимая участие в подготовке и проведении классных мероприятий, выполняя коллективные творческие задания, дети учатся работать вместе, советоваться друг с другом, сопереживать. Очень важно, чтобы каждый ребенок, каким бы замкнутым или неуспешным он ни казался, обязательно был задействован. У него есть главная возможность – ощущать себя не просто учеником, но растущим, свободным и добрым человеком.
Проектную деятельность я рассматриваю как обоснованную, спланированную и осознанную деятельность, направленную на формирование у школьников определённой системы интеллектуальных и практических умений.
Примеры реализованных проектов.
Почему формировать духовно-нравственное качества у ребёнка и развивать познавательную активность младших школьников необходимо через создание здоровьесберегающей среды? В словаре С.И. Ожегова термин «здоровье» рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие.
Ребенка можно назвать здоровым если он:
- в физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
- в интеллектуальном – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообученность;
- в нравственном – честен, самокритичен;
- в социальном – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Проанализировав работоспособность детей на уроке, причины пропусков уроков и хронических заболеваний детей, я пришла к выводу о необходимости решить эти проблемы в области здоровьесбережения комплексно. Для себя я решила так построить учебный процесс и организовать внеурочную деятельность, чтобы можно было предупредить соматические и эмоциональные перегрузки младших школьников. Если дети будут меньше болеть, то это повлияет на успешность обучения.
В связи с этим был разработан и внедрён проект формирования ценности здоровья и здорового образа жизни «В здоровом теле – здоровый дух!»
Цели проекта: - формирование у учащихся духовной потребности в здоровом образе жизни и умения сохранить и укрепить своё здоровье, сохранение здоровья души и тела через активное творчество и движение.
- обеспечение психологического комфорта для всех участников образовательного процесса. Задачи проекта:
- нахождение таких способов организации образовательного процесса, которые соответствовали бы возрастным этапам психофизиологического, социального и нравственного развития учащихся, а также способствовали устранению перегрузок детей;
- разработка мероприятий, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся начальной школы;
- пропаганда здорового образа жизни;
- помощь каждому ребенку в осознании своих способностей, создание условий для их развития;
- сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка, т.е. осуществление личностно-ориентированного подход при обучении и воспитании;
- диагностика и мониторинг физиологических изменений и динамики состояния здоровья детей;
- создание медиатеки по направлению «Моё здоровье»;
- создание кабинета здоровья в начальной школе.
Мною была разработана программа реализации проекта «В здоровом теле – здоровый дух» с использованием здоровьесберегающих технологий.
Ожидаемые результаты:
- рациональная организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся, - эффективная организация физкультурно - оздоровительной работы, - реализация образовательной программы и просветительская работа с родителями (законными представителями). - формирование у обучающихся ценности здоровья, потребности в сохранении и укреплении собственного здоровья.
Работа велась в два этапа:
1. Подготовительный
2. Внедренческий
В ходе работы были создана копилка, где собраны физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, точечный массаж для повышения иммунитета, точечный массаж для профилактики простудных заболеваний, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения, комплекс физических упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания, релаксацию. Проведена диагностика и мониторинг состояния здоровья детей, составлен график поочерёдных занятий за конторками, составлены памятки для родителей и детей, создан кабинет здоровья, разработаны программы кружков «Уроки докторов Здоровья», «Мой мир» (арт-терапии, игровой психотерапии), «Русская народная игра», оформлен «Уголок здоровья».
Как руководитель методического объединения сейчас создаю методическую копилку для учителей с разработками праздников, тестов, родительских собраний, конкурсных программ, кроссвордов, диски с презентациями и для детей и для взрослых по здоровьесбережению.
Оборудована специальная комната для проведения индивидуальных и групповых тренинговых занятий арт-терапии, психологической разгрузки школьников (кружок «Мой мир»)
Результатом работы по данной методической системе является повышение качества обученности по предметным областям, уровня школьной мотивации, развитие памяти и внимания, творческих способностей учащихся и формирование ключевых компетенций, раскрепощение детей, эмоциональная уравновешенность и уверенность в собственных возможностях. Увеличилось количество учащихся занятых в кружках спортивно-оздоровительного направления и спортивных секциях. Повысилась активность родителей в совместной работе по обучению и воспитанию детей. Наблюдается улучшение динамики уровня воспитанности учащихся. Дети испытывают удовлетворение от самого процесса обучения, с интересом представляя свой проект в классе, на родительском собрании. Защиту проектов снимаю на камеру. Диски с видеозаписью вкладываю в портфолио детей. Просматривая свои выступления, дети делают самооценку, видят свои ошибки, недочёты. Снизилось количество учащихся, работающих на репродуктивном уровне, а количество учащихся, способных выполнять задания творческо-исследовательского характера значительно возросло. Получив положительную динамику результатов, обобщила опыт работы и делилась им с коллегами в рамках проведения открытых уроков, внеурочных занятий, выступлений на ШМО, семинарах, конференциях.
Представление методической системы
2012-2013 г |
2013-2014г |
2014-2015г |
Школьный уровень |
||
1. ШМО классных руководителей. Открытое занятие кружка «Уроки Докторов Здоровья» Декабрь 2012г. 2. ШМО учителей начальных классов «Развитие творческой активности младших школьников». Январь 2013 г. 3. ШМО учителей начальных классов. Мастер-класс «Деятельностные формы организации урока» 25.02 2013 г.
|
|
Школьный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России-2015» |
Муниципальный уровень |
||
1. Районный семинар-совещание заместителей директоров по УВР, учителей начальных классов: «Реализация компетентностно-деятельностного подхода в обучении на примере урока открытия нового знания». Доклад: «Организация здоровьесберегающей внеурочной деятельности» ( 20.03.2013 г. Справка) 2. РМО учителей технологии «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности. Открытое занятие кружка «Рукотворная сказка» по теме: Проект «Дом дружбы» (04.04.2013г. Справка) |
|
Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России-2015» |
Региональный уровень |
||
|
|
Областной этап Всероссийского конкурса «Учитель года России-2015» |
Федеральный уровень |
||
Всероссийская научно-практическая конференция «Учебно-исследовательская деятельность учащихся: реалии и перспективы». Доклад по теме: «Учебно-исследовательская и проектная деятельность как средство познавательной активности младших школьников» (27.04.2013г. Свидетельство участника, статья в сборнике тезисов конференции) |
|
|
Международный уровень |
||
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Одиннадцатые Чередовские чтения». Выступила на секции «Организация процесса воспитания в современном образовательном учреждении в условиях ФГОС» с докладом: «Воспитание личности, созидающей здоровье» (30.05.2013г. Сертификат)
|
Всероссийский конкурс с международным участием «Здоровьесберегающие технологии в практике педагога» 27 февраля 2014 г. (Сертификат участника) |
|
Задачи по развитию профессиональных качеств |
Что делает педагог (КПК, семинары, тренинги, конкурсы и т.п.) |
Полученные результаты и эффекты |
2009-2010 год |
||
Цель: Совершенствование профессиональных знаний Задачи: Познакомиться с новыми приёмами работы в данном направлении |
КПК по теме: «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи в образовательном учреждении» 07.06 - 18.06. 2010 г. БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области» (72 ч. Удостоверение № 3198) |
Разработка сценария семейного праздника: «Загляните в семейный альбом» и применение в своей работе. |
2010-2011 год |
||
Цель: Ознакомление с педагогическими технологиями, приёмами и методами обучения Задачи: 1. Ознакомление с требованиями новых федеральных государственных стандартов. |
КПК по теме: «ФГОС: концепция и реализация» 22.11 – 03.12.2010 г. БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области» (72 ч. Удостоверение № 4954) |
Обмен полученной информацией на ШМО учителей начальных классов. Внедрение ФГОС. Разработка рабочих программ по учебным предметам и внеурочной деятельности. |
Цель: Обмен опытом. Задачи: Представить свой опыт работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников |
БОУ ДПО «ИРООО» Представляла опыт работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в рамках курсов повышения квалификации «Система педагогической деятельности учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС» 06.12. 2010 |
Обмен опытом на ШМО классных руководителей |
Цель: Обмен опытом. Задачи: 1. Узнать от коллег о новых формах, приемах, методах работы по духовно-нравственному воспитанию детей |
Вторые Всероссийские аксиологические чтения «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи» Доклад: «Формирование духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста» 09.12.2010г. |
Опубликована статья в сборнике материалов Вторых Всероссийских аксиологических чтений. |
2011-2012 год |
||
Совершенствование профессиональных навыков по организации работы детей с Дневником здоровья первоклассника
|
Семинар по теме: «Организация работы педагога в начальной школе с Дневником здоровья первоклассника» 30.09.2011г. БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области» (8ч. Справка) |
Обмен полученной информацией на ШМО учителей начальных классов |
2012-2013 год |
||
Цель: Совершенствование профессиональных знаний по реализаци компетентностно-деятельностного подхода в обучении Задачи: 1. Углубить и расширить знания по применению компетентностно-деятельностного подхода в обучении 2. Представить свой опыт работы по организации внеурочной деятельности |
Районный семенар-совещание заместителей директоров по УВР, учителей начальных классов «Реализация компетентностно-деятельностного подхода в обучении на примере урока открытия нового знания» Доклад: «Организация здоровьесберегающей внеурочной деятельности» 20.03.2013г. |
Обмен полученной информацией на ШМО учителей начальных классов. Мастер-класс «Деятельностные формы организации урока» |
Цель: Обмен опытом. Задачи: 1.Показать организацию работы детей над проектом во внеурочной деятельности. 2. Представить свой опыт работы по формированию личностных, предметных и метопредметных УУД. |
РМО учителей технологии «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности» Открытое занятие кружка «Рукотворная сказка» по теме: Проект «Дом дружбы» 04.04.2013г. |
Использование коллегами опыта работы.
|
Совершенствование профессиональных знаний по работе с одарёнными детьми.
|
Семинар по теме: « Выявление и развитие способностей обучающихся в начальных классах с помощью интеллектуальных соревнований» 05.04.2013 г. ОМГУ им. Ф.М.Достоевского Образовательный центр «Перспектива» (2ч. Свидетельство) |
Обмен полученной информацией на ШМО учителей начальных классов.
|
Цель: Обмен опытом. Задачи: 1. Узнать от коллег о новых формах, приемах, методах работы по формированию навыков учебно-исследовательской деятельности у учащихся 2. Представить свой опыт работы. |
Всероссийская научно-практическая конференция «Учебно-исследовательская деятельность учащихся: реалии и перспективы» Доклад: «Учебно-исследовательская и проектная деятельность как средство познавательной активности младших школьников» 27.04.2013г. |
Опубликована статья в сборнике тезисов Всероссийской научно-практической конференции |
Цель: Обмен опытом. Задачи: 1.Представить опыт работы по теме, поделиться «находками» 2. Узнать от коллег о новых формах организации эффективного взаимодействия с семьёй |
Всероссийская научно-практическая конференция «Одиннадцатые Чередовские чтения» Доклад: «Воспитание личности, сберегающей своё здоровье» 30.05.2013г. |
Обмен полученной информацией на ШМО учителей начальных классов.
|
Цель: Совершенствование профессиональных знаний по русскому языку. |
Заочная олимпиада для учителей по русскому языку. БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области» |
|
Цель: Ознакомление с дистанционно-образовательными технологиями Цель: 1. научиться создавать электронный учебный курс в СДО Moodle. |
КПК по теме: «ФГОС: практикум по применению дистанционных образовательных технологий» на сайте дистанционного образования. (https://до.ин-техно.рф/) Июнь-июль 2013г |
Выполнила итоговую работу на тему: «Практика создания электронного учебного курса в СДО Moodle. Разработала урок дистанционного обучения по окружающему миру «Леса России» |
Цель: Повышение уровня профессионального мастерства и методической грамотности. |
Интернет-портал ProШколу.ru Участие в проекте «Источник знаний» |
Грамота интернет-портала ProШколу.ru |
2013-2014 г. |
||
Цель: Повышение уровня профессионального мастерства и методической грамотности в логопедии. Задачи: 1.Приобретение знаний и навыков работы с детьми, имеющими дефект речи. |
«Логопедия» ЧОУ ДПО «Институт новых технологий в образовании» 01.1.12013г.-14.05.2014г. |
Диплом. Применение знаний на практике (Обучение ребёнка-инвалида) |
2014-2015г. |
||
Цель: Самоанализ своей педагогической деятельности Задачи: 1. Представить свой опыт работы |
Школьный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2015». |
I место |
Цель: Совершенствование профессиональных знаний Задачи: 1. Познакомиться с опытом работы коллег 2. Показать урок формирования регулятивных УУД 3. Представить свой опыт работы. 4. Представить мероприятие «Не только урок» 5. Показать мастер-класс «Проектная деятельность» |
Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2015». Представление опыта работы по теме: «Приёмы развития самостоятельности в обучении младших школьников». 4-5 декабря 2015г. |
Почетная грамота Управления образования Администрации Таврического муниципального района. I место |
Цель: Совершенствование профессиональных знаний Задачи: 1. |
Обучение на мастер-классе: «Актёрские техники на уроках» 15.12.2014г. БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области» |
Обмен полученной информацией на ШМО учителей начальных классов.
|
Цель: Совершенствование профессиональных знаний Задачи: 1.Познакомиться с причинами возникновения суицидальных ситуаций 2.Взять на заметку маркеры и катализаторы, помогающие в работе по профилактике суицида. 3. Тренинг в анализе и беседе с суицидентом. |
Семинар-тренинг «Организация работы по профилактике суицида в образовательной среде» Декабрь.2014г. Автономная некоммерческая организация «Межрегиональный центр медиации и содействия социализации детей и молодёжи» |
Сертификат участника
Обмен полученной информацией на ШМО учителей начальных классов.
|