Учебно-исследовательская и проектная деятельность как средство познавательной активности младших школьников.

05.01.2015 17:34

                                                                

Учебно-исследовательская и проектная  деятельность

 как средство познавательной активности младших школьников.

Особенностью cтандарта нового поколения является  деятельностный подход к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является учебно-исследовательская  и проектная деятельность.

В основе этого метода лежит развитие творческой активности, познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

         Проектная деятельность это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. С самого начала учёбы - с первого класса надо формировать умение  планировать свою деятельность, структурировать, работать в команде, нести ответственность за свои поступки и многое-многое другое.

Конечно,  проекты в младших классах – это трудно.  Возраст младших школьников накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности. То, что ребята старшего звена сделают с лёгкостью, у детей младших классов вызывает затруднения. Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Однако вовлекать детей в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.

Учебно-исследовательская  работа с детьми велась и раньше, но эта работа проводилась изредка и была  периодической. Например, при подготовке к празднику «Хлеб – всему голова» ребятам надо было выяснить  результаты уборочной страды, встретиться с передовиками, пригласить их на праздник, взять у них интервью, попросить фотографии для слайдов. А, участвуя в подготовке праздника, посвящённого юбилею улицы, ребята провели огромную работу. Они собирали сведения  об истории улицы.  Была сделана презентация около 500 слайдов. Праздник проходил  прямо на улице. На смонтированной сцене вечером после всех соревнований и концерта повесили экран для показа презентации «Моя любимая садовая». Ребята с волнением ждали показа и переживали о том, будут ли её смотреть. Больше часа длился просмотр. И все кто пришёл на праздник (жители всего села, а не только улицы)  кто-то, сидя на лавочках, а большинство, стоя, не отрываясь, смотрели. В конце все аплодировали. Ребят, конечно, переполнял восторг и чувство гордости за свою улицу. Мы решили продолжить начатую работу. Собрали более подробно материал о замечательных людях улицы Садовой. Со своей историко-краеведческой работой выступили на VI районных Рябининских чтениях «Моей земли живые родники». А годом раньше на V районных Рябининских чтениях «Времён связующая нить» была представлена работа «Преданья старины глубокой». Активная поисково-исследова­тельская деятельность помогла детям  впервые задуматься о необходимости изучения истории, традиций и обычаев села. На  районной научно-практической конференции была представлена работа «Празднование Святочных вечеров в нашем селе».

Систематическую планомерную работу по учебно-исследовательской и проектной деятельности я начала перейдя работать на новые стандарты.

Работать над проектами мы начали с первого класса. Эта работа ведётся и  на уроках и во внеурочное время. Один  час внеурочной деятельности посвящен исследовательской и проектной работе кружок  «Почемучка». На самых первых занятиях знакомила детей с тем, что такое проект, с теоретическим материалом. У каждого ученика есть памятка начинающему исследователю.

Памятка начинающему исследователю.

- Выбери тему исследования.

- Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.

- Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.

- Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.

- Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.

- Сделай выводы.

- Оформи результаты своей работы.

- Подготовь краткое выступление.

Не всё сразу получалось. Защиту проектов я снимаю на камеру. Диски с видеозаписью вкладываю в портфолио детей. Первый проект был  по математике: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках». Дети очень волновались, потому что первыё раз говорили перед камерой. Проекты оформляли по – разному: кто-то книжечкой, кто-то раскладушкой, а кто-то обычной папкой. В своём первом проекте большинство ребят смогли сказать только название проекта, загадать загадки о цифрах и назвать пословицы, где есть числа. От урока к уроку, от проекта к проекту дети набирались опыта, развивалась их речь, память, учились  ставить цель, оценивать свою работу и выступление одноклассников.

Понятно то, что мы называем проектами в начальной школе, не совсем отвечает требованиям проектной деятельности.  На самом деле начальная школа – не место для настоящих проектов. Наша задача – подготовить детей к этой деятельности. Необходим  процесс сближения между начальной и основной школой.

Готовясь к защите своего проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи.

 Безусловно, в работе над проектом детям необходима помощь родителей. Если ребёнок участвует в создании проекта, то задача родителей – знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится за помощью. Действия родителей могут быть такими: проявлять заинтересованность (важный фактор поддержания мотивации), помочь советом, информацией (источник информации может быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет). На родительском собрании проинформировала родителей. Метод проектов позволяет активно привлекать родителей к учебной деятельности детей. Это не простое выполнение за них какой-то поставленной задачи, а совместный поиск решения, общение, а значит, родители больше времени уделят своим детям, что, несомненно, имеет только положительные стороны.

Как видим, в процессе выполнения учебного проекта создаются возможности для формирования у учащихся универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных, что делает проектную деятельность ребёнка чрезвычайно значимой. Появляется интерес  к этому виду деятельности. Проявляется творчество.

Несложность выполнения проектов обеспечивает успех их выполнения, даёт силы и желания к работе над другими проектами.

Очень активно применяю метод проектов на уроках окружающего мира. Это такие проекты как: «Моя малая Родина»,  «Моя семья», «Мой любимый питомец», «Красная книга, или Возьмём под защиту». Работая над этими проектами по окружающему миру, решался ряд важных задач – это повышение интереса к предмету, развитие учебной мотивации, углубление знаний по заданной теме.

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с учениками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции (опросы, интервью и т.п.).

Например, работая над проектом «Моя малая Родина» мы с ребятами ходили на экскурсию для того, чтобы ознакомиться с достопримечательностями нашего села.

         На уроках чтения параллельно с изучением букв, чтобы не угасал интерес к обучению, мы начали создавать "свою" азбуку. Начали с портрета любимой буквы, мы ее делали "живой", искали слова на эту букву, животных, придумывали предложения. И родители помогали, находили загадки, картинки. Потом листочки собирались в книжку. Получилась у каждого своя азбука.

Все темы должны быть посильны пониманию ученика. Маленькие дети способны выполнять только незамысловатые проекты. Сейчас уже видны пусть и небольшие, но результаты этой работы. Дети выполняют индивидуальные и групповые проекты.

Выполнением групповых проектов ребята с удовольствием занимаются на уроках технологии, изобразительного искусства. В совместной работе развиваются коммуникативные умения, дети учатся распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом, адекватно оценивать себя и других.

            Дети только-только приступили к проектной деятельности, а желающих  выступить перед классом с презентацией своего проекта много. Им нравится услышать похвалу в свой адрес. Ощущение гордости за полученный результат стимулирует их к дальнейшей работе.

 Говоря о значении проектной деятельности, очень подходит такая китайская пословица: скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня и я научусь. Достаточно ли развиты у младших школьников необходимые качества и умения, готовы ли дети этого возраста к такой деятельности?  Конечно же нет! Но формирование необходимых качеств и умений возникает только в процессе выполнения этой деятельности и не может происходить вне её, поэтому ребёнка не обладающего достаточными умениями и качествами, необходимо вовлекать в выполнение какой-либо деятельности, предполагающей эти умения и качества. Но мы понимаем, что на первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю. Первоначально темы предлагаются учителями. В основном они касаются какого – либо теоретического вопроса школьной программы. А целью этой деятельности сначала является углубление знаний по этому вопросу (групповые работы, сообщения). В дальнейшем тематика проектов   в основном

предлагается самими детьми.

Уже во втором классе  приняли участие в  школьном и муниципальном этапе XLV  научно-практическая конференция учащихся и молодёжи с учебно-исследовательской  работой «Почему хлеб называют символом жизни?». Эта работа позволила детям изучить, историю возникновения хлеба; выяснить влияния хлеба на организм человека; изучить особенности домашнего хлебопечения; провести социологический опрос взрослых и детей; проанализировать ассортимент хлеба в магазинах нашего села; привлечь внимание к проблеме бережного отношения к главному богатству нашей Родины – хлебу.  А один из моих учеников принимает участие  во II областной творческой олимпиаде «Знай-Ка». И для II этапа готовит творческий проект: «Как сделать карандашницу?»

 Есть у Михаила Пришвина замечательные слова: «человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева».

Каждый ребёнок может быть познан как личность только в результате его активной деятельности. Наблюдая его радости и огорчения,  потребности и надежды, нельзя не увидеть  желание ребёнка учиться. Он с огромным желанием будет спешить в школу и от всего сердца радоваться каждому новому учебному дню,  новой встрече со своими одноклассниками и  учителем.

 

 

 

 

Назад

Koнтакт

Сайт учителя начальных классов Мельник Людмилы Николаевны

© 2014 Все права защищены.

Создать бесплатный сайтWebnode