Контроль и оценка.
03.02.2015 21:25
Не менее важными компонентами учебной деятельности являются контроль и оценка. В первом классе у детей очень низкий уровень развития навыков самоконтроля. Ошибки они не замечают, не исправляют, поэтому использую приёмы, которые способствуют формированию ответственности за свои действия, а, в конечном счете, сформируется привычка контролировать себя. Например, «Игра «Лесенка». Записывая ответ примера на каждой ступеньке, дети контролируют себя: по порядку ли они идут.
Учу детей обнаруживать совпадение, сходство, или находить отличие с образцом. Работу с эталонами провожу на минутках чистописания (русского языка и математики), где образцы (эталоны) написания букв, соединения букв и цифры. Например на уроке русского языка по теме «Заглавная буква А» после объяснения, показа на доске и практической тренировки учащимся даю задание: «Пропишите заглавную букву А, соблюдая параметры эталона (наклон, высота, ширина)». Ученики должны соблюдать уже несколько критериев, входящих в эталон, т.е. работа, проводится на достаточно высоком уровне трудности. Первоначальная работа с эталонами основывается на отработке одного критерия, когда проходит работа с элементами букв. После того, как ученики самостоятельно прописали строку, даю задание: «Подчеркнуть буквы (элементы), которые совпадают с эталоном по одному или нескольким критериям, и вынести количество подчеркнутых букв (элементов) на поля». Во время проверки выполняю аналогичную работу, т.е. подчеркиваю буквы (элементы) соответствующие эталону, исправляю ошибки учащегося и выношу на поля свое число верно написанных букв (элементов).
Работа с эталонами - это основа содержательной оценки учащегося. Научившись работать с эталонами такого вида, они будут готовы выработать собственные эталоны, которые помогут осуществить объективное оценивание своей работы.
Позже дети учатся взаимопроверке, работают в парных тетрадях.
Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе, адекватную самооценку.
Самооценка играет важную роль для маленьких детей, потому что она является ключевым фактором во всех отношениях жизни. Чем увереннее себя чувствуют дети в отношении своих общественных, физических и умственных успехов, тем скорее они сумеют их достичь. И наоборот, чем неувереннее себя ощущают дети, тем больше вероятность их неудачи.
Учить навыкам самооценки начинаю с приёма «Барометр настроения» (1 класс) Учащимся предлагаю представить, что создан новый вариант барометра, который показывает не величину атмосферного давления, а фиксирует настроение учащихся. На доске вывешиваю макеты трех барометров, показывающих разный уровень настроения: высокий, средний, низкий. Учащиеся выходят к доске и с помощью маркера ставят метку в поле того барометра, показания которого соответствуют его настроению. Затем анализируем уровень настроения класса в целом, прошу учащихся прокомментировать свой выбор. Или используем смайлики, которые есть у каждого ученика на парте.
Оценить свою активность на уроке дети могут с помощью приёма «Ладошка»(1-2 кл.)
Высокий Средний Низкий
«Волшебные линеечки» (1-2 кл.) на которых ребёнок сам оценивает свою работу. После решения любой учебной задачи я предлагаю ученику на полях начертить шкалу и оценить свою работу по тем или иным критериям с помощью специального значка «х» (крестика), по определённым критериям: (А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность). После проверки такую же работу проделываю и сама. Если я согласна с мнением ученика, то обвожу крестик в красный кружок. Если, не согласна, ставлю на шкале свою отметку выше или ниже. Затем в беседе с учащимся выясняются причины расхождения оценок.
"Рефлексивный экран"(2-3 класс)
Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
· сегодня я узнал…
· было интересно…
· было трудно…
· я выполнял задания…
· я понял, что…
· теперь я могу…
· я почувствовал, что…
· я приобрел…
· я научился…
· у меня получилось …
· я смог…
· я попробую…
· меня удивило…
· урок дал мне для жизни…
· мне захотелось…
Анкета
Во 2-3 классах применяю приём «Анкета». В конце урока даю ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был · · · 7.Домашнее задание мне кажется |
активно / пассивно
доволен / не доволен · коротким / длинным не устал / устал
стало лучше / стало хуже
·понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным · интересно / не интересно · |
Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.
«Самооценка в баллах» ( 3-4 кл.) В колонке «самооценка» проставлены баллы, которые могут заработать дети. Выполняя самооценку, ребята отнимают количество ошибок и получают свой балл, записывают его.
№ |
Задания |
Само- оценка |
1 |
Запиши число |
6 |
|
||
|
||
2 |
Ответьте кратко: да или нет: 1. Окончание - часть речи? …………………. 2. Окончание - изменяемая часть слова? ………….. 3. Окончание входит в основу слова? ………….. 4. Окончание служит для связи слов в предложении? …………… 5. У одного и того же слова могут быть разные окончания? ….... 6. С помощью окончания образуются новые слова?..................... 7. Окончание может быть нулевым?................... |
7 |
3 |
Прочитайте. Найди и обозначь окончания в выделенных словах. Как ты будешь искать окончание?
Сыплет черёмуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе.
|
5 |
4
|
|
9 |
5. |
Собери «рассыпанные» предложения.
|
1 |
6. |
Запиши одно из составленных предложений и обозначь окончание в последнем слове. |
1 |
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
ВСЕГО БАЛЛОВ |
|
|
ОЦЕНКА |
|
|
|
|
|
Домашнее задание.
|
|
Догадайся, какие окончания пропущены. Спиши в тетрадь. Выдели окончания. Поставь ударение.
|
||
|
Подсчитав свои баллы, выставляют себе оценку.
Количество баллов |
Оценка
|
25 и более |
5 |
21-24 |
4 |
14-20 |
3 |
13 и менее |
2 |
Приём «Синквейн»
В 4 классе учу детей приёму – «Синквейн». Это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”.
Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения.
На первых этапах синквейн составляем в группах, потом в паре и затем индивидуально. Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома.
Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.
Образец по теме « Малахитовая шкатулка» (технология):
Назовите тему урока одним словом |
Шкатулка |
Назовите 2 прилагательных, которые характеризуют шкатулку. |
малахитовая, красивая |
Назовите 3 действия, которые можно выполнять со шкатулкой. |
Любоваться, пользоваться, подарить |
Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока |
Знания, которые пригодятся каждому |
Как иначе можно назвать шкатулку? |
Ларец |
С первого класса применяю и альтернативную систему оценивания - «портфолио»
Рефлексию осуществляю не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.
Учу своих ребят работать в разных режимах (индивидуальном, групповом, коллективном).
Поэтому рефлексивную деятельность, как любую другую, организую в индивидуальной и групповой форме.
Саморефлексия работы в группе или в паре.
· Над чем работали?
· Как спланировали работу?
· Уложились во времени или нет?
· Что нового узнали?
· Чему научились?
· Что получилось? Что не получилось?
· Над чем надо работать?
Проверь себя.