Контроль и оценка.

03.02.2015 21:25

        Не менее важными компонентами учебной деятельности являются контроль и оценка.    В первом классе у детей      очень низкий уровень развития навыков самоконтроля. Ошибки они не  замечают, не исправляют, поэтому     использую  приёмы, которые способствуют формированию ответственности за свои действия, а, в конечном счете,     сформируется привычка контролировать себя. Например, «Игра «Лесенка». Записывая ответ примера на каждой     ступеньке, дети контролируют себя: по порядку ли они идут.

        Учу детей обнаруживать совпадение, сходство, или находить отличие с образцом. Работу с эталонами  провожу     на     минутках чистописания (русского языка и математики), где образцы (эталоны) написания букв, соединения букв     и цифры. Например на уроке русского языка по теме «Заглавная буква А» после объяснения, показа на доске и     практической тренировки учащимся даю задание: «Пропишите заглавную букву А, соблюдая параметры эталона     (наклон, высота, ширина)». Ученики должны соблюдать уже несколько критериев, входящих в эталон, т.е. работа,     проводится на достаточно высоком уровне трудности. Первоначальная работа с эталонами основывается на     отработке одного критерия, когда проходит работа с элементами букв. После того, как ученики самостоятельно     прописали строку, даю задание: «Подчеркнуть буквы (элементы), которые совпадают с эталоном по одному или     нескольким критериям, и вынести количество подчеркнутых букв (элементов) на поля». Во время проверки     выполняю аналогичную работу, т.е. подчеркиваю буквы (элементы) соответствующие эталону, исправляю ошибки     учащегося и выношу на поля свое число верно написанных букв (элементов).

        Работа с эталонами - это основа содержательной оценки учащегося. Научившись работать с эталонами такого     вида, они будут готовы выработать собственные эталоны, которые помогут осуществить объективное оценивание     своей работы.

         Позже дети учатся взаимопроверке, работают в парных тетрадях.

        Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать     трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе, адекватную самооценку.

        Самооценка играет важную роль для маленьких детей, потому что она является ключевым фактором во всех     отношениях жизни. Чем увереннее себя чувствуют дети в отношении своих общественных, физических и     умственных успехов, тем скорее они сумеют их достичь. И наоборот, чем неувереннее себя ощущают дети, тем     больше вероятность их неудачи.

        Учить навыкам самооценки начинаю с приёма   «Барометр настроения» (1 класс) Учащимся предлагаю     представить, что создан новый вариант барометра, который показывает не величину атмосферного давления, а     фиксирует настроение учащихся. На доске вывешиваю макеты трех барометров, показывающих разный уровень     настроения: высокий, средний, низкий. Учащиеся выходят к доске и с помощью маркера ставят метку в поле того     барометра, показания которого соответствуют его настроению. Затем анализируем уровень настроения класса в     целом,  прошу учащихся прокомментировать свой выбор.  Или используем смайлики, которые есть у каждого     ученика на парте.

        Оценить свою активность на уроке дети могут с помощью приёма «Ладошка»(1-2 кл.)

                    Высокий                     Средний                      Низкий

 

            «Волшебные линеечки» (1-2 кл.) на которых ребёнок сам оценивает свою работу. После решения любой     учебной     задачи я предлагаю ученику на полях начертить шкалу и оценить свою работу  по тем или иным     критериям с     помощью специального значка «х» (крестика), по определённым критериям: (А – аккуратность, П –     правильность, С     – старание, Т – трудность). После проверки такую же работу проделываю и сама. Если я     согласна с мнением     ученика, то  обвожу крестик в красный кружок. Если, не согласна, ставлю на шкале свою     отметку выше или ниже.     Затем в беседе с учащимся выясняются причины расхождения оценок.

"Рефлексивный экран"(2-3 класс)

    Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

·                         сегодня я узнал…

·                         было интересно…

·                         было трудно…

·                         я выполнял задания…

·                         я понял, что…

·                         теперь я могу…

·                         я почувствовал, что…

·                         я приобрел…

·                         я научился…

·                         у меня получилось …

·                         я смог…

·                         я попробую…

·                         меня удивило…

·                         урок дал мне для жизни…

·                         мне захотелось…

Анкета

         Во 2-3 классах применяю приём «Анкета». В конце урока даю ребятам небольшую анкету, которая позволяет     осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать,     дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся     аргументировать свой ответ.

1.На уроке я работал
 

 2.Своей работой на уроке я

 

 3.Урок для меня показался

 

 4.За урок я

 

  5.Мое настроение

 

 6.Материал урока мне был

·                        


 

·                          

·                         

7.Домашнее задание мне кажется

 активно / пассивно

 

 доволен / не доволен

·                        

коротким / длинным
 

не устал / устал
 

 

стало лучше / стало хуже

 

·понятен / не понятен
 

полезен / бесполезен

интересен / скучен

 легким / трудным

·                       
 

интересно / не интересно 

·                          

 

        Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений,  учащиеся смогут объективно оценить свою активность и     качество работы.

 «Самооценка в баллах» ( 3-4 кл.) В колонке «самооценка» проставлены баллы, которые могут заработать дети. Выполняя самооценку, ребята отнимают количество ошибок и получают свой балл, записывают его.

 

Задания

Само-

оценка

1

Запиши число

6

 

 

2

Ответьте кратко: да или нет:

1.     Окончание - часть речи? ………………….

2.     Окончание - изменяемая часть слова? …………..

3.     Окончание входит в основу слова? …………..

4.     Окончание служит для связи слов в предложении? ……………

5.     У одного и того же слова могут быть разные окончания? …....

6.     С помощью окончания образуются новые слова?.....................

7.     Окончание может быть нулевым?...................

7

3

      Прочитайте. Найди и  обозначь окончания в выделенных словах. Как ты будешь искать окончание?

 

Сыплет черёмуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

 

   5

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  9

5.

Собери  «рассыпанные»  предложения.

 

1

6.

Запиши  одно из составленных  предложений  и  обозначь окончание в последнем слове.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     ВСЕГО      БАЛЛОВ

 

 

                                                                         ОЦЕНКА

 

 

 

 

 

Домашнее задание.

 

 

Догадайся, какие окончания пропущены. Спиши в тетрадь.

Выдели окончания. Поставь ударение.

 

            Подсчитав свои баллы, выставляют себе оценку.

 

    Количество     баллов        

Оценка

 

25 и более

5

21-24

4

14-20

3

13 и менее

2


         «Устная самооценка» Позволяет учащимся оценить собственный вклад в работу, отследить соответствие     результатов намеченным в начале урока целям. В ходе оценки дети  указывают на то, в  чём они затруднялись и над     чем надо поработать.

 

Приём «Синквейн»

        В 4 классе  учу детей приёму – «Синквейн». Это стихотворение, представляющее собой синтез информации в     лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных     знаний”.

        Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
    1 строка – тема или предмет (одно существительное);
    2 строка – описание предмета (два прилагательных);
    3 строка – описание действия (три глагола);
    4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
    5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

            Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и     представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения.

        На первых этапах синквейн  составляем в группах, потом в паре и затем индивидуально. Смысл синквейна можно     изобразить рисунком. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома. 
    Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного     материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей     учащихся.

    Образец по теме « Малахитовая шкатулка» (технология):

    Назовите тему урока одним словом

Шкатулка

    Назовите 2 прилагательных, которые характеризуют шкатулку.

малахитовая, красивая

 

    Назовите 3 действия, которые можно выполнять со шкатулкой.

Любоваться, пользоваться, подарить

    Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока

Знания, которые пригодятся каждому

    Как иначе можно назвать  шкатулку?

Ларец

    С первого класса применяю и альтернативную систему оценивания - «портфолио»

          Рефлексию  осуществляю не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.     Она     направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого     каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку,     сравнить способы и методы свои с другими.

        Учу своих ребят работать в разных режимах (индивидуальном, групповом, коллективном).

      Поэтому рефлексивную деятельность, как любую другую, организую в индивидуальной и групповой форме.

 

Саморефлексия работы в группе или в паре.

·        Над чем работали?

·        Как спланировали работу?

·        Уложились во времени или нет?

·        Что нового узнали?

·        Чему научились?

·        Что получилось? Что не получилось?

·        Над чем надо работать?

 

Проверь себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Назад

Koнтакт

Сайт учителя начальных классов Мельник Людмилы Николаевны

© 2014 Все права защищены.

Создать бесплатный сайтWebnode