Формирование духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста

05.01.2015 16:43

                                                                                                                                    

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста.

 

    

   Одной из важнейших задач  воспитания  является формирование у школьников духовности и культуры.

Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому все острее встает вопрос о повышении уровня духовно-нравственного  воспитания. Необходимо воспитывать, начиная уже с младшего школьного возраста, доброту, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность.

  Духовно-нравственное воспитание должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности.          Приоритетным направлением на пути духовно-нравственного воспитания является приобщение учащихся к духовному потенциалу русской культуры. Для решения современных проблем общества необходимо сделать акцент на следующих общечеловеческих духовно-нравственных ценностях:

·        ценностное отношение к матери как одной из главных святынь и к материнству как единству природного (биологического) и духовно-нравственного начал;

·        ценность семьи и традиционных семейных отношений, построенных на уважении к родителям, взаимопомощи и переживании;

·        ценность родной земли, Родины;

·        ценность производительного труда на родной земле как основа формирования трудолюбия;

·        ценность здорового образа жизни и одухотворённой красоты человека.

          Эстетическая культура — одна из под­систем духовной культуры. Её результатом является  обогащение личности ребенка навы­ками и способами творческой деятельнос­ти, умением видеть прекрасное вокруг се­бя и использовать эту красоту в творчес­ком труде.  Эстетическая культура влияет не только на восприятие и чувства, но и на все стороны жизнедея­тельности человека, совершенствуя его нравственность и интеллект. Нравствен­ная культура младших школьников проявляется, прежде всего, в отношении ре­бенка к миру с позиций общечеловеческих ценностей. Поэтому мы рас­сматриваем культуру нравственную и куль­туру эстетическую в неразрывной связи и придаем ей особое значение в процессе ста­новления духовной культуры личности ре­бенка.

    Наша задача помочь детям ближе соприкоснуться с народной культурой. Такую  возможность   даёт кружковая работа. Знакомясь на занятиях кружка «Умелые руки» с разнообразием изделий художественных промыслов, дети сами пытаются создать красоту, которая их покорила. Ребята со своими работами каждый год участвуют в районной выставке «Земля Таврическая».

   Необходимо, чтобы нравственные ценности выступили перед вос­питанниками в ярком, увлекательном виде, чтобы уче­нику захотелось быть нравственным, чтобы нравственные движения души, поступки, правила, принципы воспри­нимались ребенком как общественно и личностно значи­мые.

         В формировании духовно – нравственных качеств помогают такие мероприятия как «Праздник русской берёзки»,   игра - путешествие «В гостях у матрёшки». В путешествие  ребята отправляются на ракете.  Многие дети ни разу не держали в руках матрёшку. С каким интересом они её раскрывают, обнаруживая в ней сестричку поменьше. И сразу находят объяснение этой удивительной игрушке: семья раньше была большая, детей много. Привезёт  отец с ярмарки одну матрёшку, а играют все дети.

          В настоящее время востребован чело­век, готовый к активному преобразованию окружающей действительности, инициа­тивный, могущий повести  за собой, не боящийся ответственности, умеющий ра­ботать, умеющий находить разумное соче­тание индивидуальных и социальных пот­ребностей. Для того чтобы воспитать тако­го человека, необходимо предоставить воз­можность школьникам попробовать себя в социально значимой деятельности.

      Педагог, обратившийся к ис­кусству как помощнику в воспитании детей, - это педагог,   удвоивший  силу  своего влияния.

            Один из спектаклей «Театрального кружка» мы назвали  «Письмо с фронта» и связали его с историей нашего села, с историей жизни наших односельчан. При подготовке спектакля ребята  узнали много  нового о жизни своих односельчан, познакомились с предметами крестьянского быта, которые незнакомы современнику. С огромным любопытством  изучали материал, собранный в музее, обращались  за помощью к жителям  старшего поколения. Но одно дело всё узнать и совершенно другое – своими руками сделать декорации.  С удовольствием учились плести плетень, шить тряпичную куклу, делать соху, печь с лежанкой и украшать её узорами,  Конечно, не обошлось без помощи взрослых.  Мир, в который ребята окунулись, можно даже сказать «прожили» во время подготовки и показа спектакля открыл им такие нравственные ценности как трудолюбие, милосердие, любовь к природе и к родной земле, уважение к историческому прошлому родного села, чувство гордости за земляков. Эта коллективная творческая деятельность помогла сплочению ребят. В кружке ребята разного возраста (со 2 по  9 класс.),  поэтому у старших  появилась возможность  оказания помощь младшим, у младших - возможность самоутверждения,  и каждый старался внести посильный вклад в достижение общей цели. В процессе совместной деятельности старших и младших возникает творческое обучение, товарищеское уважение, требовательность друг к другу, взаимопонимание, взаимовыручка, развивается самостоятельность и инициативность. Приняв участие в районном фестивале детского творчества «Красота спасёт мир» в номинации театр  заняли второе место.

         В духовно-нравственном воспитании очень важно уважение каждой личности воспитанника. Каж­дой - вне зависимости от ее успехов, способностей, по­ложения в коллективе, своеобразия характера, возраста. Уважать в воспитаннике человека — вот прекраснейшее средство развития в нем способности уважать других людей. Педагог, не научившийся уважать и умного и недостаточно пока умного, и красивого и совсем  пока не красивого, и доброго и не совсем еще пока доброго ученика, — такой педагог не достигнет высоких резуль­татов  духовно-нравственного  воспитания.

          Духовно-нравственному воспитанию способствуют встречи с интересными людьми, ветеранами войны и труда. Большой подготовки потребовал праздник «Хлеб – всему голова». Ребятам надо было выяснить  результаты уборочной страды, встретиться с передовиками, пригласить их на праздник, попросить фотографии для слайдов. Передовиков-хлеборобов, ветеранов войны и тружеников тыла ребята встречали с караваем. Почитание родной земли – одна из фундаментальных духовно-нравственных ценностей. Такие встречи помогают показать значимость земледельческого труда, помогают формировать уважительное отношение  к ветеранам войны, труженикам тыла. Расширяя знания детей о ценности кусочка хлеба в блокадном  Ленинграде,  дети учились ценить и уважать труд людей, благодаря которым к нам на стол «приходит»  хлеб. В конце праздника всех присутствующих в зале ребята угощали хлебобулочными изделиями, которые помогли приготовить родители.  По традиции ветеранов войны и тружеников тыла пригласили в школьный музей.

        Включение календарных  народных  традиционных праздников в воспитательную работу позволяет  сформировать у ребёнка «крепкий духовный стержень». Учителя и родители являются непосредственными участниками, а не зрителями. При этом  дети раскрепощаются и происходит общение не на уровне «учитель – ученик» или «взрослый – ребёнок», а на более душевном, тёплом, взаимопритягательном  уровне «человек – человек». Система календарных праздников и обрядов формируют стойкое убеждение, внутреннюю потребность и необходимость в их ежегодном повторении, что, по сути, и являются процессом сохранения традиций. Важно чтобы наши дети сохраняли как традиции народные, так и традиции школьныеТрадиции выполняют две очень важные функции в жизни школы.  Во-первых, они формируют общие интересы, придают школьной жиз­ни определенную прочность, надежность и постоянство. Во-вторых, придают свое, особое, ни на кого не похожее лицо школе. Она становится особенной, неповторимой, такой, которой можно гордиться.

         Например, праздник «Золотая осень» и выставка «Флора» стали традиционными в классе и в школе. Но и, конечно,  всенародные  традиционные праздники ребята ждут с нетерпением и готовятся к ним с большой ответственностью. Задолго до праздника уже сами спрашивают: «А у нас будет смотр песни и строя?»  Очень отрадно, что у детей младших классов уже  сформировалось стремление сохранять и продолжать традиции. В этот день и ребята выглядят подтянутыми, дисциплинированными, представляя себя защитниками Отечества. Традиционно всех участников и приглашённых гостей после смотра ждёт чай со сладким пирогом.

        Воспитание начинается в семье. В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы.
Следовательно, школа и семья должны быть взаимосвязаны. В начальных классах связь школы с семьей (родителями) осуществляет учитель. Совместная работа учителя-воспитателя и родителей начинается на первом году обучения детей в школе. Для ребенка, впервые переступившего порог школы, содружество учителя и родителей – одно из важнейших условий его целостного развития, потому что личность школьника не может формироваться только в школе и только в семье. Он воспитывается одновременно и в школе, и в семье. Нравственное воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения этой проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направлять свою деятельность на нравственное воспитание не только в формировании учебной деятельности, но и во взаимодействии с семьей учащихся. На Руси мать являлась для ребенка первичным и самым главным источником его духовно-нравственного становления и развития. Образ матери, ее колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, выпеченный ее руками хлеб или вышитая скатерть, нормы от­ношения к мужу, к родителям и другим детям, несли ребенку огромную со­циальную информацию, в том числе - о нравственных ценностях семьи и семейной жизни, формировали у него образы - идеалы. Стремясь показать детям ценность семьи и традиционных семейных отношений, построенных на уважении к родителям, взаимопомощи и сопереживании, воспитывая у детей чувство гордости за своих родителей стало традицией класса проводить праздники с участием родителей. В их подготовке и проведении принимают участие сами родители. Взаимодействие между семьями разных национальностей взаимообогащает  опыт и объединяет родителей для сотрудничества в воспитательном процессе. Так на классный час «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» приглашали мам. Они подготовили устный журнал о своих профессиях. На празднике «Семья вся вместе – душа на месте» родители с удовольствием рассказывали об играх своего детства и учили ребят играть в эти игры.  Целью семейной викторины «Королевство доброты», посвящённой  Дню Матери было воспитание уважительного отношения к мамам и семьям одноклассников. Моими союзниками в осуществлении духовно-нравственного воспитания являются родители. Поэтому среди родителей я веду просветительную работу по осуществлению духовно-нравственного воспитания. Это родительские собрания: «Нравственные ценности и ориентиры», «Нравственные отношения в семье», на  которых  родители получают для обсуждения в группах памятки «Основы нравственных отношений в семье».  Объединённый классный час с детьми и родителями  «Что  такое настоящая дружба» способствовал   усвоению  детьми нравствен­ных норм,    формированию  у ребят  самооценки.  Дети и родители были поделены на группы, дети учились давать оценку поступкам товарищей и своим, прислушивались к мнению взрослых,  выработали единые  законы, которые посчитали необходимыми для дальнейшего сплочения  классного коллектива.

            Активная поисково-исследова­тельская деятельность помогла детям  впервые  столкнуться с информацией о прошлом своей семьи. Это устный рассказ бабушки, документы, дневники членов семьи, их письма, фотографии. История каждой семьи – часть истории страны и всего нашего народа. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники.  С искренним интересом во многих семьях взялись за составление своих родословных. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес к истории своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышает её культурный уровень. Дети узнали не только, как звали их прабабушек и прадедушек, но и где они жили, кем были по профессии,  в какие игры любили играть бабушки и дедушки, когда были маленькими, какие колыбельные песни пела им мама в детстве,  какие праздники были раньше,  как они к ним готовились

        Заметно сплотила ребят и углубила знания национальных традиций подготовка к празднованию  юбилея школы. На «Ярмарку национальностей» каждый класс как представитель многонациональной школы должен был  подготовить визитную карточку одной из национальностей. Это были и костюмы, национальные блюда, номера художественной самодеятельности. И ещё нужно было подумать какими закличками  созывать приглашённых гостей к своему столу. По просьбе детей родители  с большим удовольствием помогли в подготовке праздника. В совместной деятельности со взрослыми у ребят формируются самые лучшие качества – любовь к Родине, уважение к старшим, чувство национальной гордости. Праздник получился грандиозным незабываемым.

  Самые тонкие, самые сложные, самые «кап­ризные»  среди  всех отношений  человека к окружающе­му  миру — отношения  нравственные.  Они   нелегко уста­навливаются, но легко рвутся. Они нескоро формируют­ся,  но скоро ломаются.  Они  просты внешне,  но сложны и   противоречивы   внутренне.   Их   не   воспитать   прямым  приказом   и   громкой   декларацией,   не   получить   силой принуждения. Они не воспитываются моментальным воз­действием  на личность.   Они  взращиваются  терпеливо   и осторожно. Еле заметным движением «подправляет» ру­ка   педагога   росток   нравственного   чувства,   еле   улови­мым  воздействием  закрепляет первый робкий поступок,  увлекая    сознание,     незаметно    передает    воспитаннику  нравственные  ценности  общества  в  виде  понятий,   идеа­лов,    оценок,    мотивов.  Все   тонко   и   осторожно!

 Если ребенок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение герои­ческим подвигом, ощутил эмоциональный подъем от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрел эмоциональный опыт, «фонд эмоциональных пережива­ний», который будет иметь огромное значе­ние для его дальнейшего роста.  Чувства, пережи­тые в детстве, не исчезнут бесследно, оста­нется «память сердца», поэтому важно, чтобы все, что воспринимает ребенок в окружающем ми­ре, вызывало в его душе эмоциональный отклик.

 

 

Назад

Koнтакт

Сайт учителя начальных классов Мельник Людмилы Николаевны

© 2014 Все права защищены.

Создать бесплатный сайтWebnode